(В оригинале: Fais се que doit, advienne que pourra - фр.)
Делай то, что должен, не кому-нибудь, а своей совести. Делай то, что надлежит. Не требуй взамен: растет вероятность того, что случится ожидаемое: начнешь получать то, чего заслужишь. Возможно, больше. Возможно, меньше. Материальное или моральное. Разве в обычной жизни бывает иначе? Если в конечном итоге?
С другой стороны, свои достижения нужно уметь продавать. Там, где рынок. Думая о деньгах, вам не получить их много. А если для души, если повезет увлечению совпасть с работой, то люди сами заплатят вам сполна. Тем, что имеют. Получите больше, чем ожидаете. Закон. Форма не имеет значения.
С третьей стороны: деньги портят людей, поэтому в России народ живет в основном хороший. Есть вразумительная внутренняя оценка того, что я делаю более шести лет в клубе ИТ директоров Санкт-Петербурга. И эта оценка положительная.
Трудная задачка новичков
Когда в клуб приходит новый человек - ИТ директор, руководитель ИТ отдела, в любом случае имеющий опыт и подчиненных - ему традиционно предлагают в первой презентации ответить на два важных вопроса:
1. Что вы ожидаете получить от клуба?
2. Что вы можете дать клубу?
Многие пытаются как-то ответить. Некоторые не находят внятного ответа. Но, однозначно, задумываются. Возможный ответ действительно не лежит на поверхности. Более того, мы-то знаем: ответа может и не быть.
Что дают в питерском ИТ-клубе
За последние два года мне повезло самому принимать участие в организации трех «больших» конференций, выступать на них, на других площадках, в Смольном и на множестве малых семинаров. Они странно назывались «круглые столы». Хотя сами столы были квадратными или напоминали букву «П». Удалось увидеть, как работают подобные клубы России.
Мне повезло познакомиться с множеством очень талантливых и активных людей. Я никогда и нигде бы столько всего не узнал. Я оказался практически готов к любой профильной деятельности. Уверенность придает то, что я точно теперь знаю, что делать, с чего начать, у кого спросить. Практически уже, наверное, нет ничего такого профильного и не совсем профильного, чего в клубе мы бы ни проходили, не пробовали, не узнавали. Так много курсов не осилить никогда. Даже сориентироваться невозможно, что именно нужно. Опытные, взаимно обогащающие люди ведут тебя не только по профессии, что важнее. Излечивают от известной профессиональной заносчивости, от глупого стремления к независимости, от иждивенчества, от пассивного и бесперспективного течения по жизни. В клубе со временем твоя жизнь становится другой.
Появляется возможность самореализации в самом важном своем деле, найти его. В период кризиса 2008г мне пришлось развивать с нуля новое направление информзащиты. Я не потерял уверенности и смог приступать к совершенно неизвестным проектам, сравнительно успешно завершить их, приобрести абсолютный авторитет у крупного заказчика. Я знал, что делать. Причем многих руководителей организаций этих заказчиков я уже знал до начала работ. Работалось легче. Хотя трудности были, и срывы планов были. Все было. Но мне помогли вовремя научиться…
Благодарности приятны, но субъективны
Несколько раз в кулуарах, за столом с бутербродами, перед уходом с конференции и просто так говорил президенту клуба Максиму Белоусову о своей высокой оценке его организационной работы. Для меня важно оказаться с людьми, у которых все продумано, которые точно знают, чего хотят от жизни. Именно это, думаю, в первую очередь всегда будет привлекать в клуб новых членов. Не важно, кем и зачем они работают. Не важно, сколько зарабатывают. Хотя про высокий заработок и карьеру упоминают некоторые выступающие в клубе: «Что хочет бизнес от ИТ», «Как провести изменения в ИТ», «Как сделать ИТ доходными», «Всегда виновата система», «Как стать харизматичным» …
По моему сравнению питерский клуб отличается «методологией». Он самый «методологичный». Так я считаю. В питерском клубе легко дышится. Вас никто не заставляет ничего делать. Вам что-то все время новое рассказывают, даже пытаются пробудить активность. Важен негласный клубный принцип постоянного мозгового штурма и накопления полезного опыта: «Вас слышат, кем бы вы ни были!»
Каждому, кто задерживается, становится понятно: ему дают самореализоваться и по возможностям гарантируют положительную оценку значимых результатов. Авторитаризм руководства есть (наверное, он должен быть), но он на втором месте после самореализации. Лично с вами никто не возится. Но вы начинаете производить то, что хотели бы делать в жизни и вам раньше это не удавалось: что–то или кто-то мешали, вы сами не знали, чего хотели, не планировали какой-то значимый результат в жизни.
В клубе не удерживаются посторонние и случайные. Они приходят и уходят. Мне запомнились слова президента клуба, сказанные 4 или 5 лет назад: «Тому, кого сюда прислал начальник, кому неинтересно или непонятно, следует обязательно немедленно встать и уйти».
Клуб не боится кого-то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен вам и предназначен судьбой. Потеряются лишь те, кто послан вам для опыта. Сам в судьбу фатальную не верю, но клубные факты не оставляют сомнений.
Снова про то, что получаем
О подарках. Не до конца понимаю их роли. Их вручают на деньги спонсоров за визитки, за анкеты, за выступления, иногда даже за каверзные вопросы. Пытаюсь оценить их результативность. Как-то не сразу выяснилось: дело не столько в том, что выигрывать что-то приятно. Мне даже неудобно их выигрывать. Понятно, что спонсоры рекламируют и способствуют…
Раньше я никогда не выигрывал. Работает положительная иллюзия, что я получаю презент за что-то полезное, не просто так. Одно время, я считал, что Максим как-то специально подыгрывает новичкам, кого-то выбирает по каким-то признакам. Такие сомнения возникали не только у меня. С одной стороны, ясно, это - важная часть «привлекательской» политики и чтобы люди не ушли до конца мероприятия.
С другой стороны, теперь я сам во время своих презентаций и лекций, которые систематически читаю в ЦНТИ «Прогресс», в Военной академии связи (где работал), для руководителей ИТ и ИБ-служб, стал тоже вручать призы. По возможности. Фирменные. Оказалось: это формирует мою харизму. Я об этом сам не догадался бы. Мне понравилось кому-то что-то вручать. На 11-м ежегодном Всероссийском конгрессе ИТ директоров "Russian CIO Summit" в Подмосковье я впервые попробовал вручать призы во время своего 20-ти минутного выступления. Вышло, что только я так поступил. Получился необыкновенный эффект. Меня заметили из всех. Я не ожидал. Теперь это обязательная часть моего любого публичного выступления. Пожалуй, самая удачная часть. Даже тогда, когда я не очень уверен в эффективности своей презентации, когда враждебная или пассивная аудитория. Такие бывали. Так случилось в Тамбове. Это когда с самого начала на тебя слушатели смотрят, как на врага, и мешают говорить. Например, во время выступления перед юристами в проектах по защите персональных данных. Они почему-то посчитали меня конкурентом. Ведь именно они должны были инициировать принятие соответствующих мер. После презентации мои агрессивные слушатели пригласили меня в ресторан. Какая-то особая доброжелательность проявляется, если так проводить свою презентацию. Проект мы там завершили успешно. Кредит доверия получили. Кстати, PMBok 4 не предусматривает презентации, как праздника.
Теперь, наконец, про то, что даем
Невозможно всю жизнь эксплуатировать прежние достижения. Какими бы вы не были отмечены регалиями, сертификатами, званиями, от вас так или иначе всегда будут ожидать новых результатов. Ни один результат не позволит вам пользоваться собой более двух раз. Исключение - разве что звезда героя. Каждый раз это только ступенька к следующему результату и отступать назад нет смысла, хотя иногда приходится. От академиков ждут открытий, а не рацпредложений.
На основной работе в кризисный 2008г загрузка непривычно снизилась. Во всех вузах и местах, где я работал, я всегда был привычно первым, руководителем. Нынешние клиенты перенесли свои бюджеты на следующий год. И я решил ближе присоединиться к той кухне, где уже несколько лет был пассивным слушателем. Подумал: «Было бы некрасиво с моей стороны, получив так много от клуба, оставаться в стороне от его производственной составляющей». Для меня такая активная позиция привычна. Так чего же я жду? Так я вступил в АРСИБ. Кто-то предложил меня в правление SPbCIO Сlub. Мне повезло организовывать конференции, выступать с презентациями, готовить выступающих, познакомиться с огромным множеством представителей органов власти, с множеством новых партнеров, руководителями учреждений, коммерческих организаций и т.д. Я начал отдавать... Если у вас нет плана, вы планируете неудачу. Поэтому лучше свою деятельность в клубе тоже планировать с самого начала, хотя бы в голове.
Как отдавать клубу
Новым членам я желаю так же, как получилось со мной, не ограничивать сразу свое участие в клубе только позицией потребления, как и не стараться показать, что вы сразу что-то придумаете и сможете делать для клуба. Если и получится, то, скорее всего, не эффективно. Редко кому удается. Если быть честным, в начале непонятно, что вы можете дать клубу. Хотя многие те, кто презентует себя, задумываются по клубному сценарию и формально отвечают на тот самый вопрос: «Что я могу сделать для клуба?». Может быть, и ничего…
И это на самом деле не очень важно. Для понимания может не хватить трех-пяти заседаний или каких-то иных мероприятий. Например, я ни разу не был на развлекательных мероприятиях типа катания на роликах или игры в покер, в мафию. Важной клубной деятельностью являются заседания в узком кругу. Рекомендую не пропускать эти неформальные встречи, потому что в них заложена историческая ценность того уюта, из которого клуб вырос. Очень хотел покататься на горных лыжах и на яхте или побывать вместе со всеми в пресловутой Журавушке. Пока не сложилось.
На этом общем фоне клубной деятельности есть главное: присмотревшись к опытным участникам клуба внимательнее, к манерам и обстановке мероприятий, вы сможете получить нечто большее, чем даже сами представляете поначалу. И не только в области профессиональной ИТ или ИБ. И получив это, вам так или иначе захочется обязательно проявить себя на фоне равных и лучших. Это естественно и произойдет непременно. Нужно время. Вот тогда то, что вы захотите вернуть клубу, проявив себя в фарватере клубной деятельности, и будет самым эффективным вложением. Самым главным из того, что есть. Участвуя в клубной жизни, Вы сами постепенно станете другим.
Ваша полезность для пресловутой общественной клубной деятельности естественным способом будет тем выше, чем чаще и ближе вы к активным членам клуба, к правлению, к кухне всего, что планируется и происходит. Секрет раскрыт. Решать вам.
Автор: член Правления "SPb CIO Club" Игорь Мялковский.
Рейтинг ИТ-директоров 2013 по мнению Комерсантъ.ru
Поздравление c Днем Рождения Кирилла Соловейчика, учредителя Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров "SPb CIO Club"
Приглашение в крупный промышленный, научный и университетский центр французских Альп — Гренобль
Энергетик для вашего бизнеса
Взаимодействие ИТ и ИБ
День ИТ-лидера
ИНФОСТАРТ Подкаст "Готовые решения"