23.06.2011

«Слышно звон бубенцов издалека»

23 Июня 2011 года

«Слышно звон бубенцов издалека»

Недавно компания «Эрнст энд Янг» впервые провела глобальное исследование о показателях ИТ в организациях и опубликовала отчет под названием «Инновации для устойчивого развития. Роль ИТ в условиях новой глобальной экономики».

Как рассказали IT Manager в компании, «идею провести данное исследование подсказали сами клиенты, а также тенденции рынка, особенно в свете некоторого роста экономик мира после спада 2008–2009 гг. и наблюдаемого роста инвестиций в ИТ».

В ходе исследования было проведено 869 телефонных интервью с CIO, представителями топ-менеджмента, а также руководителями, не входящими в совет директоров. География опрошенных достаточно широка – 15 стран, включая США, Индию, Китай, Бразилию и др., в том числе 57 респондентов из России. Результаты, по мнению компании, позволяют оценить, какую роль играет ИТ в успехе бизнеса, а также выделить проблемные области, на которые следует обратить внимание.

Русскоязычный пресс-релиз озаглавлен «Для ИТ-директоров прозвенел тревожный звонок?», и изложенные в нем данные действительно заставляют задуматься, насколько глубок разрыв между представителями бизнес-руководства и ИТ. Ряд показателей, выявленных в ходе исследования, весьма красноречив.

Прежде всего, как выяснилось, бизнес не особо верит в CIO — только 15% опрошенных считают свои ИТ-департаменты «очень хорошо» подготовленными к требованиям, которые могут возникнуть перед ними в будущем. Правда, 61% все же признают их «довольно подготовленными», и только 24% — неподготовленными.

Второе, не слишком приятное несоответствие — CIO оценивают результаты своей работы выше, чем их руководители. Так, например, если сами CIO обычно удовлетворены тем, как они планируют и расходуют ИТ-бюджет (таких 73%), то среди представителей других топ-менеджеров с ними согласны лишь 61%, а среди респондентов, не входящих в советы директоров, и того меньше — 55%. Наверное, это можно отчасти объяснить тем, что расходы на ИТ выросли в 42% опрошенных компаний за последние 12 месяцев (казалось бы, хороший показатель), но лишь 39% респондентов указали, что у них существует практика оценки эффективности таких инвестиций. Стоит отметить, что Россия, наряду с Китаем, выделена особо — как страна, где большинство организаций тратят на ИТ наименьшую долю оборота компании — менее 1%. Более того, заявлено, что российские компании желают сокращать ИТ-бюджет и в дальнейшем. Что ж, для нас это не новость — исследования СоДИТ России подтверждают, что по этому показателю мы катастрофически отстаем.

Существует недовольство со стороны бизнеса и тем, как представители ИТ управляют рисками. 62% опрошенных считают, что CIO следует внимательнее относиться к этой области работы.

Но особенно досадно, что, сколько ни говорят ИТ-директора о необходимости ставить себя на место руководства, а во рту, как выясняется, слаще не становится — подавляющее большинство (81%) опрошенных заявили, что ИТ-подразделения все еще недостаточно хорошо понимают нужды бизнеса, и в наиболее крупных компаниях, с оборотом свыше $5 млрд., эта оценка наиболее критична.

С другой стороны, исследование выявило и благоприятные для CIO факторы. Большинство опрошенных (73%) уверенны, что ИТ могут играть более активную роль в инновациях. По мнению многих, именно CIO должен стать ключевой фигурой, стимулирующей развитие бизнеса. В частности, от ИТ ожидают организации управления данными, способноq развить анализ рынков и клиентов, чтобы помочь компании сфокусироваться на наиболее прибыльных сегментах. Кроме того, респонденты верят, что ИТ могут принести пользу в условиях новых экономических и бизнес-трендов, таких как консолидация рынков, смена географических преференций и усиление регулирования. Впрочем, российские респонденты и здесь отличились: в исследовании они вместе с немецкими и китайскими выделены в группу наиболее пессимистично настроенных в отношении ИТ.

Зато в России, и это выделено в отдельный блок, больше всех верят в светлое будущее аутсорсинга. В то время как респонденты из США видят в нем лишь способ сокращения затрат, у нас считают, что ИТ-аутсорсинг поможет в достижении стратегических преимуществ, а также существенно повысит ценность ИТ для бизнеса и (опять же, в согласии с Китаем) поможет найти новые пути в организации рабочих процессов.

Итак, подводя черту, представители «Эрнст энд Янг» говорят: «Чтобы соответствовать ожиданиям бизнеса, ИТ-менеджеры должны повысить квалификацию в ряде областей, включая обмен информацией, бюджетное планирование и управление рисками. Кроме того, им необходимо понимать, каким образом использовать преимущества внедрения новых технологий».
От себя хочется добавить, что интересно совпадение мнений наших руководителей по многим вопросам с китайскими и, как ни странно, немецкими коллегами. Похоже, связующее слово здесь — «консерватизм».

Комментарии

Олег Вайнберг, ИТ-директор «Компьютер Центр Кей»

Применяя уклончивый термин «руководители», мы опять уходим от сути. Если ИТ-подразделение «не вносит»,  «не понимает» или «не ведает, что творит», владелец должен спросить себя, а есть ли в организации член совета директоров, который отвечает за ИТ? Если есть и не справляется, то его надо или менять, или учить. Если такого члена совета директоров нет, то почему? Не нужно? Возможно, так и есть, если бизнес не зависит от того, насколько хорошо работает ИТ. Плетет себе артель лапти, и пусть плетет, единственный компьютер — в бухгалтерии. А если бизнес «ИТ-зависимый», то это ошибка. За ошибки приходится платить. Иногда исчезновением компании.

С другой стороны, «ИТ-руководитель» должен решить, готов ли он быть членом совета директоров и нести на себе всю полноту ответственности за управление всем бизнесом, а не только своим подразделением. Готов? Тогда все разговоры о том что «бизнес не понимает» звучат глупо, потому что совет директоров — это и есть тот самый бизнес. Иди учись, трать годы на MBA и MBI. Не готов? Продолжай тихо чирикать в курилке на тему «почему бизнес не понимает...».

Андрей Федоров, ИТ-директор ЗАО «Ридан»

Интересное исследование. Многие позиции реально отражают ситуацию с ИТ в компаниях. И не загадка, почему в крупных фирмах уровень понимания ИТ-службой потребностей бизнеса считается невысоким. Такие монстры — это забюрократизированные структуры, гибкость ЛЮБЫХ подразделений которых чрезвычайно низка. Раньше они выживали во многом благодаря своим размерам: «У бегемота плохое зрение, но при его массе это уже не его проблема». Чтобы какие-то изменения произошли, нужны даже не месяцы. ИТ является одним из подразделений компании, и если вокруг все аппетитно кушают, мало двигаются и потому жиреют, то ИТ тоже не будет «белой вороной». Кто-то сопротивляется, но если все вокруг нездоровы, поневоле подхватываешь инфекцию. Единственный способ сохранять гибкость в таких конгломератах — дробление на более мелкие, хорошо управляемые и самостоятельные в принятии определенных решений структуры.

В ряде случаев в ИТ адекватно посчитать ROI нельзя, т.е. нарисовать правдоподобную цифру для инвестиционного комитета несложно, а вот чтобы в реальности, после внедрения, проверить расчеты на практике и они бы совпали с теорией… Это возможно только для очень заскорузлых компаний, у которых за время внедрения очередной системы больше нигде и ничего не меняется, чтобы не добавить шума, который испортит всю картину. Этот момент прекрасно знают вендоры, поэтому вовсю оперируют такими идеальными оценками, чтобы «впарить» очередное супер-решение, поскольку всегда есть возможность уйти от ответственности, сославшись на изменения в компании, которые не были учтены в ТЗ.

Тормозом новых технологий часто выступают бизнес-подразделения, обычно из-за низкой квалификации персонала, часто весьма консервативно настроенного. При этом при первых жалобах с их стороны бизнес-руководство склонно «откатываться» к старым проверенным технологиям вместо поддержки новых. Бизнес-руководству не хватает определенной квалификации в ИТ, чтобы самостоятельно оценить преимущества того или иного решения. И обсчет возврата инвестиций часто имеет далеко не первостепенное значение.

ИТ — это очень тесный стык технологий и непредсказуемых людей, и если разобраться с технологией реально, то прогнозировать поведение людей непросто, а то и невозможно. Айтишники давно уже не работают исключительно с технологиями.

Юрий Шойдин, член правления Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров

Результаты любого опроса, на мой взгляд, это жонглирование не вполне корректной  информацией. Я не могу принять ее, как, впрочем, не могу и опровергнуть. Начнем с того, что ИТ-директор в России и CIO на Западе исполняют не одинаковые функции, и сравнивать их не корректно, как и ИТ-бюджеты российских и иностранных компаний.

Выдвигая требования, или, скажем мягче, пожелания со стороны бизнеса к ИТ-службе в части оправдания надежд в области инноваций, необходимо, чтобы сам бизнес был готов к этим инновациям и с точки зрения своего развития, и с точки зрения затрат ресурсов, в том числе финансовых.

Так же необходимо понимать, что большую роль во взаимоотношениях ИТ и бизнеса играет зрелость самого бизнеса. В России ситуация такова, что ИТ-служба представляет собой то, что хочет видеть и понимает сам бизнес. Как можно требовать инновационности от ИТ-службы, если бизнесом востребованы только обеспечивающие сервисы? Кто будет потребителем этих инноваций?

Особый восторг лично у меня вызывают рассуждения о непрозрачности ИТ-бюджетов. Думаю, что начинать надо не с ИТ-бюджетов, а с прозрачности самого бизнеса. Возможно, это облегчит задачу построения сквозного контроля. При этом рассуждения некоторых консультантов о необходимости контроля вызывают смешанное чувство, поскольку контроль контролю рознь. Одно дело, когда мы развиваем инновации и строим Сколково, и совсем другое дело, когда мы схлопываем ИТ-бюджеты до покупки картриджей. Идея сокращать и контролировать — не самая гениальная, потому как стоимость контроля рискует превысить контролируемую величину. А именно об этом говорит нам аналитика ИТ-бюджетов за последние три года, с которой можно познакомиться на портале GlobalCIO.
В заключение несколько слов об обучении или повышении компетенций наших ИТ-менеджеров. Как член Клуба ИТ-директоров (а деятельность клуба как раз направлена на развитие и повышение компетенций ИТ-менеджеров) могу сказать, что при отсутствии соответствующих программ в учебных заведениях люди могут учиться только путем проб и ошибок. Это достаточно долгий и иногда дорогой путь, который не всегда приводит к успешному освоению новых технологий.

ИТ-сообщество понимает необходимость совершенствования в своей профессиональной области и готово рассмотреть предложение от компании «Эрнст энд Янг» по обучению и повышению компетенций своих членов.

Вадим Коноваленко, ИТ-директор ВТБ Северо-Запад

Есть несколько соображений по тексту исследования.
Во-первых, выборка совершенно не репрезентативна. 869 интервью на 15 стран — это означает, что 57,9 человека было опрошено в среднем в стране. Это вообще не цифра. С таким количеством опрошенных погрешность будет сравнима с результатом, не говоря уже о том, что опрос проводился по телефону, что, как известно, снижает качество и достоверность ответов.

Во-вторых, слова о том, что «объемы инвестиций растут»... Разумеется растут, особенно за последние 12 месяцев — совершенно очевидно, что так и должно быть, так как во время кризиса все экономили на чем только могли, в том числе и на ИТ. А что касается стран БРИК/БРЮКИ, то тенденцию перевода туда ИТ-деятельности (разработка ПО, Call-Centre и т.п.) никто не отменял.

В-третьих, утверждения типа «руководители ИТ-служб недостаточно подготовлены, не умеют реагировать на растущие запросы бизнеса, на тенденции в ИТ, не понимают язык бизнеса…» звучат уже много  лет. И если в 90-х годах они были во многом оправданы хотя бы тем, что в руководители ИТ-служб зачастую попадали совершенно случайные люди без профильного образования и опыта работы, являясь друзьями владельца/генерального директора, то за последние десять лет портрет руководителя ИТ существенно изменился. И считать нынешних ИТ-руководителей «недостаточно подготовленными или не умеющими реагировать на тенденции в ИТ» довольно странно.

Основные проблемы взаимодействия ИТ и бизнеса, на мой взгляд, заключаются в следующем.
Бизнес по-прежнему не научился использовать декомпозицию своих целей. Понятно, что надо повышать прибыль и уменьшать издержки на единицу продукции/транзакцию, но пути к этой цели могут быть весьма различными, в том числе оптимальными с точки зрения ИТ, но не бизнеса.

С одной стороны, до сих пор существует отношение очень многих руководителей бизнеса к ИТ как к «черной дыре» бюджета организации, в которую сколько ни влей, все равно мало, а отдача сомнительна. А с другой стороны, следует признать, что некоторая часть наших коллег, к счастью с каждым годом уменьшающаяся, не может толком на бумаге сформулировать для бизнеса обоснование затрат на эту «черную дыру» и преимущества, которые этот бизнес в случае вливаний получит.
Высший руководящий орган компании (генеральный директор), как правило, не считает необходимым обсуждать направления развития бизнеса с руководителем ИТ-подразделения, а ставит его перед фактом, в лучшем случае спрашивая, можно ли сделать то или иное.

Однако следует признать тот факт, что весьма немногие ИТ-руководители стремятся полноценно участвовать в принятии бизнес-решений на уровне руководства компании, возможно, опасаясь ответственности не на своем поле деятельности.