Вступить в Клуб Войти
Введите логин
Введите пароль
напомнить пароль

Пленники технологий

17.10.2012
У многих нынешних отечественных ИТ-директоров еще свежи воспоминания о временах, когда персональные компьютеры в России были в диковинку, а бизнес велся преимущественно посредством бумаги и калькуляторов. Но сегодня, спустя считанные годы, информационные технологии превратились в основной бизнес-инструмент для любых предприятий, без которого их деятельность, независимо от отраслевой специфики, практически немыслима.

Постоянное увеличение ИТ-зависимости современного бизнеса объясняется совершенно объективными причинами, главной из которых является повсеместное проникновение высоких технологий во все сферы жизнедеятельности человека. «Потребность во владении информацией и возможность все более оперативно ее использовать становится важным конкурентным преимуществом на рынке, а пропорционально этому растет и зависимость бизнеса от ИТ-решений», — убежден Алексей Затопляев, директор по информационным технологиям управляющей компании «Бауцентр Рус».

Еще одна причина усугубляющейся зависимости современных предприятий от информационных технологий связана с тем, что они лежат в основе многих бизнес-процессов. По оценке Александра Куприянова, начальника центра ИТ НПО им. С. А. Лавочкина, ИТ де-факто стали ключевым фактором производства для целого ряда отраслей — от финансов, страхования и торговли до машиностроения и агробизнеса. «Без них уже немыслимы офисные деловые процессы, с автоматизации которых начиналась сто лет назад история корпорации IBM», — добавляет Александр Куприянов.

На острие инноваций

По мнению большинства ИТ-директоров, с точки зрения бизнеса, информационные технологии олицетворяют инновации. «Бизнес всегда зависел от инноваций, так как они ведут к снижению издержек, повышению производительности и улучшению условий труда», — поясняет Иван Козлов, директор по ИТ компании METSÄ GROUP в России.

Фактически ИТ выполняют функцию поставщиков различных инновационных инструментов и сервисов для совместной работы и анализа ценной корпоративной информации. Одни позволяют автоматизировать бизнес-процессы внутри компании и делают их более прозрачными, понятными и измеряемыми, другие — облегчают коммуникации и взаимодействие сотрудников между собой, третьи способствуют повышению скорости и качества принимаемых управленческих решений, а четвертые улучшают сотрудничество с партнерами.

По словам Ильи Тамбовцева, начальника отдела развития информационных систем и инфраструктуры ОАО «Пивоваренная компания Балтика», любое предприятие нацелено на то, чтобы получить максимальную отдачу от своих возможностей, адаптироваться к внешней среде, преодолевать возникающие проблемы и самосовершенствоваться, снижая издержки. Отсюда та важнейшая роль, которая отводится инновациям в лице ИТ. «Бизнес долго убеждали в том, что грамотное использование ИТ — это конкурентное преимущество для любой компании. Как говорится, за что боролись…», — констатирует Татьяна Плотникова, начальник отдела информационных технологий ООО «Кнауф Гипс».

Импульс развитию


Инновационная сущность информационных технологий зачастуюприводит к тому, что они становятся главным драйвером развития бизнеса, особенно в тех случаях, когда корпоративные ИТ-системы охватывают все области деятельности компании.
Иван Козлов (METSÄ GROUP) сравнивает начало применения ИТ в бизнесе с изобретением колеса. «Это переломный момент в истории, после которого уже невозможно вернуться к прошлым методам ведения деятельности», — подчеркивает он.

Благодаря возможностям, предоставляемым ИТ, компании меняют организационные структуры, снижают стоимость владения процессами создания добавленной стоимости и улучшают их продуктивность, и даже создают новые подразделения, предназначенные именно для работы с информацией. Все это безусловно укрепляет узы бизнеса и ИТ, а потому деятельность любого современного конкурентоспособного предприятия невозможна без информационных технологий. Однако, по словам Алексея Затопляева («Бауцентр Рус»), такая зависимость, увы, иногда приобретает трагикомические формы. Например, бухгалтеры компаний превращаются в операторов программ «1С», а важные бизнес-решения принимаются только на основе полученных из их компьютера цифр. Ну а непосредственное человеческое общение в лучшем случае принимает виртуальную форму, в худшем — и вовсе сходит на нет.

Борьба за выживание


Впрочем, помимо новаторской роли, ИТ-менеджеры приписывают информационным технологиям и другие функции. У древних динозавров из-за их габаритов скорость распространения сигнала по нервной системе была такая, что от кончика хвоста до головного мозга он шел несколько минут. Из-за этого некоторые, особо крупные ящеры узнавали о том, что кто-то отгрыз их хвост лишь спустя некоторое время. «Зависимость любого живого организма от своей нервной системы обусловлена стремлением выжить. В современном бизнесе роль центральной нервной системы играют информационные технологии, потому что ни одна компания не может себе позволить контролировать ситуацию со скоростью динозавров», — поясняет Александр Маркович, директор по ИТ компании Microsoft в России, Белоруссии и Украине. В бешеном ритме современного бизнеса обострение конкуренции и борьба за потребителя постоянно укрепляют роль ИТ, особенно в тех отраслях, где применение информационных технологий оказывает существенное влияние на скорость принятия решений или непосредственное производство продукции и предоставление услуг. «Требования по сокращению времени на принятие решений делают невозможной «ручную» обработку постоянно растущих объемов корпоративной информации, без использования информационных технологий», — отмечает Станислав Сможенков, начальник службы информационных технологий ОАО «Концерн ПВО "Алмаз-Антей"» (ОАО ВНИИРА).

Как без рук


Все вышеперечисленные доводы неизбежно подводят к весьма животрепещущему вопросу: а как повлияла бы на современный бизнес глобальная катастрофа, в результате которой информационные технологии оказались бы недоступны? При невозможности использовать информационные технологии, ставшие привычными за последние 20 лет, по мнению Ильи Тамбовцева («Пивоваренная компания Балтика»), компаниям пришлось бы экстренно перестраивать бизнес-процессы, а выработка на одного сотрудника и общая продуктивность значительно снизились бы.

Безусловно, многое зависит от сферы деятельности компании: например, если предприятие работает в самой ИТ-индустрии, то оно, скорее всего, исчезло бы вместе с информационными технологиями. Александр Маркович (Microsoft), по собственным словам, потратил минут 15, стараясь придумать хоть что-нибудь в ответ на вопрос о том, какие бизнес-процессы в его компании могут обходиться без информационных технологий, но так и не смог.

По мнению Александра Куприянова (НПО им. С. А. Лавочкина), для производственных предприятий такая катастрофа привела бы к неизбежной деградации: станки выключены, расчет проекта на заказ делается «на коленках», а проектировщики и конструкторы пересаживаются за кульманы. «Это означало бы серьезное изменение бизнес-процессов и организации работы и потребовало бы переучивания персонала, а переход к расчетам на логарифмической линейке вернул бы многим задачам статус неразрешимых», — добавляет Александр Куприянов.

Для розничной же торговли, считает Ольга Щепунова, руководитель практики Oracle Retail в сети магазинов «ТВОЕ», в целом ИТ-зависимость не является столь критичной: в ретейле информационные технологии в большей степени влияют на размеры предприятий, на количество магазинов в сети, а также на сбор и анализ информации о продажах, тогда как в процессе самой продажи ИТ практически не используются. Впрочем, ИТ-эксперты сходятся во мнении, что даже для ретейла исчезновение доступа к ИТ — это серьезный удар, под влиянием которого современные розничные сети способны превратиться в базар.

Однако, несмотря на возможные чудовищные последствия сложившейся зависимости бизнеса от ИТ, в кругу ИТ-директоров в основном преобладает оптимистический настрой. «Богатая история нашего предприятия говорит о том, что и без дешевой компьютерной техники и Интернета можно создать продукцию, опережающую свое время», — отмечает Станислав Сможенков («Концерн ПВО "Алмаз-Антей"»). По словам Татьяны Плотниковой («Кнауф Гипс»), представить себе мир без ИТ очень просто и безо всякого апокалипсиса. Достаточно отъехать на пару сотен километров в сторону от мегаполиса и убедиться в том, что люди там прекрасно обходятся не только без информационных технологий, но и без связи, и даже порой без электричества.

«Важно понимать, что при глобальной катастрофе проблемы были бы у всех, а не только у одной компании, и проще было бы тем, кто быстрее смог бы приспособиться к новым условиям», — подчеркивает Иван Козлов (METSÄ GROUP). По его мнению, даже в этой апокалиптической ситуации немалую роль сыграл бы ИТ-директор, как «специалист по изменениям»: именно ИТ-директору бы поручили выстроить все процессы компании в условиях новых вводных.

По Сеньке шапка

Многие ИТ-директора убеждены, что уровень ИТ-зависимости компаний во многом предопределяет положение и роль их CIO, а также его задачи и выделяемые ему ресурсы. «Чем более высока зависимость бизнеса от ИТ, тем более значимо положение в компании у ИТ-руководителя. Правда, существует еще целая куча факторов, но ИТ-зависимость бизнеса — это фактор объективный, а остальные в большинстве своем субъективны», — комментирует Алексей Затопляев («Бауцентр Рус»). Однако Александр Куприянов (НПО им. С. А. Лавочкина) уверен в том, что зависимость эта не прямая и во многом характеризуется личностными качествами и текущими задачами бизнеса. «Информационные технологии лишь одна из компонент технологического портфеля компании, в который входит множество функциональных составляющих, от проектно-конструкторско-технологического блока до производства и логистики. Поэтому уровень ИТ должен прежде всего соответствовать общей технологической политике компании, определяющей и структуру инвестирования в технологии», — поясняет мысль Александр Куприянов.

Александр Маркович (Microsoft) соглашается с коллегой, добавляя, что в условиях матричной структуры управления компаниями влияние ИТ-зависимости на положение ИТ-руководителей становится все более размытым. «Мне известны несколько довольно значимых руководителей, которые обладают большим влиянием в компании за счет их способности организовывать успешное взаимодействие между самыми различными подразделениями почти без бюджета и ресурсов, только на опыте и авторитете. В современном мире уже не место красит человека, а человек — место», — подчеркивает Александр Маркович.

Ролевой конфликт

При этом ИТ-директора признаются, что довольно часто сталкиваются в своей карьере с ситуациями, когда их ожидания, связанные с обязанностями и положением в компании, оказываются выше или ниже того, чем требуют функции и задачи ИТ. В качестве иллюстрации Алексей Затопляев («Бауцентр Рус») приводит пример из личного опыта работы в одном из банков, когда в ходе капитальной реконструкции здания и формирования в нем довольно большого комплекса технологических систем он оказался не только ИТ-руководителем, но еще и «начальником стройки», к чему был абсолютно не готов профессионально. Но оценить результаты своей деятельности в этой сфере ему так и не удалось, поскольку банк прекратил свое существование раньше окончания стройки.

По словам Станислава Сможенкова («Концерн ПВО "Алмаз-Антей"»), волна подобных ситуаций прокатилась в период финансового кризиса 2008–2009 года, когда многие компании резко снизили финансирование ИТ-служб практически до нуля. «Кризис совпал с моим вступлением в должность руководителя ИТ-подразделения на одном из машиностроительных предприятий Санкт-Петербурга. Своеобразное боевое крещение. Многие неучтенные факторы тогда сильно завысили мои ожидания, но сопутствующий энтузиазм — адреналиновый драйв, так сказать, позволил добиться серьезных результатов, которые по сей день мне сложно повторить», — вспоминает Станислав Сможенков.

«Мое развитие как менеджера шло параллельно с развитием компаний, в которых я работал, и их проектов. Когда компания подходила к гребню или переваливала за него, мне приходилось решать, оставаться и расти «вширь» или уходить в другую компанию и продолжать рост вверх. В каких-то случаях я выбирал первый вариант, и благодаря этому знаю смежные области, такие как логистика и бухгалтерия, но дважды выбирал второй вариант», — делится опытом Иван Козлов (METSÄ GROUP).

Желаемое и действительное
 

Александр Маркович (Microsoft) отмечает, что несоответствие требуемого и желаемого в карьере отечественных ИТ-директоров возникает довольно часто и является одним из основных драйверов дальнейшего профессионального развития. При этом, по мнению Ольги Щепуновой («ТВОЕ»), очень многое зависит от личности ИТ-руководителя и его достижений: насколько значимыми он смог или, наоборот, не сумел сделать информационные технологии для поддержания и развития бизнеса. «Одна из задач любого руководителя — изменять ситуацию в лучшую сторону и для компании, и для своей работы. Если реальное положение дел расходится с твоим ожиданием — ты либо сам подтягиваешься до уровня поставленных перед тобой задач, либо задачи и понимание проблем у других подтягиваешь до своего уровня, либо уходишь», — поясняет Илья Тамбовцев («Пивоваренная компания Балтика»).

«От себя добавлю: если внутри горит огонь и есть ощущение драйва, то текущее положение в компании отступает на второй план. Если есть задачи, которые интересны и вызывающи, и ты хочешь их решить — вперед! Ты — доктор Хаус в ИТ-клинике!», — резюмирует Станислав Сможенков («Концерн ПВО "Алмаз-Антей"»).

Другие публикации