Вступить в Клуб Войти
Введите логин
Введите пароль
напомнить пароль

Мотивация ИT-специалистов: некоторые аспекты

21.10.2007

В сентябре санкт-петербургский клуб ИТ-директоров «SPb CIO Club» запустил интересный и уникальный для России образовательный проект — школу «Путь CIO». О подходах и особенностях этого проекта мы беседуем с его идейным вдохновителем и одним из ведущих преподавателей школы, президентом клуба «SPb CIO Club» Максимом Белоусовым.

Максим, расскажите, что дает школа «Путь CIO» и в чем ее отличие от классических образовательных проектов в области ИТ-менеджмента.

Максим Белоусов: Как преподаватель по первому образованию я четко понимаю, что есть знания, есть умения и есть навыки — по крайней мере так меня учили в педагогическом институте. Базовые знания в области ИТ-менеджмента должны даваться классической системой образования, например «Школой ИТ-менеджмента» при Академии народного хозяйства или «Академией АйТи». У них прекрасные преподаватели и наработки в области обучения. Мы совсем не отрицаем необходимости нормального, методологически грамотного пути приобретения знаний. Мы отдаем себе отчет, что весь объем материала, относящегося к этой области, бессмысленно пытаться покрыть тем количеством учебных часов, которое мы можем организовать. Поэтому с точки зрения знаний классическую систему обучения ничто заменить не может, и мы не хотим конкурировать с образовательными учреждениями. Школа «Путь CIO» не дает знаний, а учит применять их на практике.

Именно поэтому мы позиционируем её как школу для достаточно «продвинутых» и практикующих ИТ-директоров, уже обладающих немалой частью этих знаний. Но самих по себе знаний еще недостаточно — вопрос в их применении. Умение — это именно способность применить свои знания: понять взаимоотношения внутри организации, расставлять приоритеты, работать с собственным персоналом, вести переговоры и т. д. В полном смысле слова сформировать умения в области ИТ-менеджмента у слушателей школы мы, конечно, не сможем — это полностью зависит от них самих. Но помочь развить эти умения можно. И прежде всего за счет демонстрации реального использования знаний, путём передачи опыта, который есть у меня и у других CIO. Передача умений происходит тогда, когда ученики общаются с CIO напрямую.

Наконец, навыки передать никак нельзя — это результат ежедневной упорной работы самого ИТ-директора. Навык приобретается только через собственную практику. Но и здесь мы можем помочь, прежде всего через практические занятия в школе. Хотя, конечно, помощь, которую мы можем оказать, в общем-то незначительна.

А почему вы назвали школу «Путь CIO»?

В восточных практиках есть понятие «путь самосовершенствования», и мы хотим предложить ИТ-директорам нечто аналогичное. Мы приглашаем ведущих CIO в качестве учителей, чтобы они указывали дорогу, задавали вектор, направляли своих более молодых коллег по пути самосовершенствования. В этом смысле роль нашего преподавателя существенно отличается от классической роли школьного учителя, — он старается вырастить у учеников умения, а не знания, при этом предполагается, что навыки они большей частью приобретают самостоятельно.

И мои взгляды на процесс работы в школе близки к восточным представлениям: как пути самосовершенствования нет конца, точно так же нельзя пройти школу и стать ее выпускником. В нашем учебном процессе нет экзаменов и аттестаций, как нет конца у самосовершенствования. У нас и форма обучения максимально гибкая: если ученик по каким-то причинам захочет прервать занятия на какое-то время — пожалуйста, пусть продолжит, когда будет готов. Мы понимаем, что нет в нашей профессии идеального решения и что каждый день нужно двигаться дальше по своему пути.

Такая идея предполагает особые формы обучения…

Сама идея школы пришла ко мне после прочтения книги Тадао Ямагучи «Путь торговли», где на примере коротеньких притч показан именно определенный путь. Я понимаю, что слово «школа» в названии наводит на мысль о классическом образовательном проекте, но по сути она им не является. Те формы обучения, что мы выбираем, близки именно к восточным практикам самосовершенствования, которые в западной культуре в основном реализовались в виде тренингов. Например, разбор пусть частного, но реального вопроса из практики наших учеников и преподавателей, небольших проблемных ситуаций, вокруг которых и на базе которых происходит демонстрация важнейших умений. Идея организовать что-то подобное у меня появилась давно, но оформилась после того, как я прочитал эту книгу, где принят именно такой способ работы с читате-лями.

Да, сейчас на рынке есть небольшие тренинги и семинары, которые тоже решают задачу повышения умений. Но у нас есть два плюса. Первый — мы подходим к этому систематически, и именно на этом основана наша уверенность в том, что мы показываем именно путь, а не частные способы решения каких-то проблем. А второй — это стоимость обучения. Конечно же наша школа платная, но мы не собираемся зарабатывать на своих учениках. Оплата построена из расчета выхода «в ноль». В результате наши занятия в разы дешевле упомянутых тренингов. Кроме того, пока учениками школы могут стать только члены Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров. Но если и другие клубы будут заинтересованы в подобном проекте, мы с радостью поделимся опытом.

Что для вас лично значит этот проект — школа «Путь CIO»?

Для меня эта школа — возможность не только передать свой опыт коллегам, но и многому научиться у них. Вместе с учениками я тоже иду по пути самосовершенствования. Этот путь лежит через общение и обмен опытом, он развивает меня так же, как и других участников проекта. Идя по этому пути, я помогаю идти другим. Я много учился и сейчас не прекращаю изучать чужой опыт, так как считаю, что основа успеха любого руководителя заключается в постоянном совершенствовании. Уже на открытом занятии я ощутил прилив энергии и сил, которые позволят и мне как руководителю стать еще сильнее и эффективнее.

Другие публикации